План доклада о деньгах разных стран

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. Термин «Великий шелковый путь» Great silk план доклада о деньгах разных стран вошел в историческую науку в конце 19 в. Этот караванный торговый путь был самым протяженным более 7 тыс. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем. Развитие Великого шелкового план доклада о деньгах разных стран. Шелковый путь прошел в своем развитии ряд этапов. Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. С конца 2 тыс. В середине 1 тыс. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга. В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 до н. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 до н. Хотя Чжан Цянь не смог добиться от план доклада о деньгах разных стран Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 до н. Именно с конца 2 в. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути как, например, путь «из варяг в греки». Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток план доклада о деньгах разных стран Запад: – южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию; – северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря. Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу. Факторы эволюции Великого шелкового пути. Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов. В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь в период зрелого феодализма, план доклада о деньгах разных стран 11 в. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал план доклада о деньгах разных стран в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании. Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями. Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а, с другой, завоевать контроль над как можно б ольшим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути. В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети 6 в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами. Борьба за контроль над Великим шелковым путем в доисламский период 2 в. Хотя между ними шла борьба за контроль над ключевыми пунктами торговых путей например, за Армению план доклада о деньгах разных стран римлянами и парфянамив целом этому «квартету империй» удавалось обеспечить стабильность караванных маршрутов. Затем эта система рухнула: от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империя распались на многие враждующие друг с другом государства. Период ухудшения функционирования Великого шелкового пути продлился до 6 в. Воспользовавшись временным ослаблением земледельческих цивилизаций, разные участки Шелкового пути несколько веков контролировали различные кочевые племена гунны, авары, огузы и др. Во второй половине 6 в. В 570–600 Тюркский план доклада о деньгах разных стран объединил территорию Средней Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы. Однако этот период централизации оказался коротким. На обломках распавшегося Тюркского каганата образовался ряд кочевых государств Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат и др. На протяжении следующих примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над центральноазиатскими трассами Великого шелкового пути играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период 7 – первая половина 8 вв. Борьба за контроль план доклада о деньгах разных стран Великим шелковым путем в 8–15 в исламский период. В первой половине 8 в. Попытка китайцев сохранить контроль над Средней Азией провалилась: в Таласской битве 751 арабы разбили китайскую армию. С этого времени и до конца функционирования Шелкового пути караванную торговлю почти полностью монополизировали мусульманские и еврейские купцы. Китай не смог сохранить контроля даже над восточным участком пути, сперва попавшим под контроль тибетцев в конце 8 в. Дробление контроля над торговыми путями и частые войны за его передел вели к ослаблению торгового пути. Последний взлет Великий шелковый путь пережил в 13–14 вв. Покорив в 1210–1250-е страны от Китая до Руси и Ирана, монголы смогли на полтора столетия обеспечить единый режим контроля на практически всем протяжении евразийских торговых путей. Хотя после смерти Чингисхана его империя быстро распалась, государства чингисидов образовали «квартет империй». Шелковый путь снова контролировали четыре империи – империя Юань в Китае, среднеазиатская империя Джагатайский улусиранская империя Хулагидов и Золотая Орда в Прикаспии и Причерноморье. Эти государства оспаривали друг у друга отдельные участки торговых путей так, Закавказье стало ареной постоянной борьбы ханов Золотой Орды с иль-ханами Ирана. В целом же правители обычно стремились обеспечивать безопасность купцам независимо от их веры и национальности. Во второй половине 14 в. Великий шелковый путь вошел в состояние упадка. «Квартет» монгольских империй распался на множество враждующих друг с другом государств. Попытка Тимура Тамерлана вновь объединить основные евразийские торговые маршруты в рамках своего государства дала лишь временный эффект. В сложившейся в 1370–1380-е империи Тимура купцы, следующие по южной дороге, вновь получили надежную защиту. Однако во время походов против Золотой Орды в 1389–1395 Тимур практически стер с лица земли все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате чего северная дорога была заброшена. Потомки Тимура не смогли впоследствии сохранить централизованное среднеазиатское государство, поэтому южная дорога также почти перестала функционировать. Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль план доклада о деньгах разных стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к 16 в. Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Впрочем, локальные сегменты Шелкового план доклада о деньгах разных стран продолжали еще долго функционировать например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 в. Роль Великого Шелкового пути в развитии товарно-денежных отношений. Шелковый путь способствовал развитию торговли и многих институтов «правил» рыночного хозяйства. Функционирование Великого шелкового пути требовало создания развитой системы международного разделения труда в производстве товаров на экспорт и в обеспечении инфраструктуры транспортных коммуникаций. Главными товарами на Великом шелковом пути были шелковые ткани и шелк-сырец. Они были наиболее удобны для транспортировки на дальние расстояния, поскольку шелк легок и очень ценен – в Европе его продавали дороже золота. Китай, родина шелководства, сохранял монополию на изделия из шелка примерно до 5–6 вв. В средние века Китай также экспортировал фарфор и чай. Страны Ближнего Востока и Центральной Азии специализировались на изготовлении шерстяных и хлопчатобумажных тканей, которые шли по Шелковому пути на восток, в Китай. Из стран Южной и Юго-Восточной Азии купцы везли в Европу специи перец, мускатный орех, корица, гвоздика и т. Западная Европа в торговле с Востоком всегда имела пассивный торговый баланс: покупая дорогие восточные товары, европейцы не могли предложить в обмен равного по качеству товара план доклада о деньгах разных стран были вынуждены платить золотом и серебром. С античных времен до конца своего функционирования Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток. Поскольку эта утечка полноценных денег ухудшала денежную систему, европейские правители пытались вводить ограничения на потребление восточных товаров и на вывоз на восток золота и серебра. Однако эти административные меры имели низкий эффект. Добиться конкурентоспособности своих товаров в сравнении с восточными Западной Европе удалось только после промышленной революции. Организация торговли на дальние расстояния требовала создания для караванной торговли особых условий – перевалочных пунктов, специализированных базаров, режима стабильных денежных расчетов и защиты прав собственности купцов-чужеземцев. Вся эта рыночная инфраструктура поддерживалась вдоль евразийских трасс более полутора тысяч лет. Великий шелковый путь стимулировал развитие на средневековом Востоке торговых городов. Если в Западной Европе города обслуживали в основном местные рынки, то в Азии – международную торговлю, план доклада о деньгах разных стран роль транзитных пунктов на караванных путях. Эти города План доклада о деньгах разных стран, Ормуз, Бухара, Самарканд, Хорезм, Отрар, Кашгар, Турфан, Хотан, Дуньхуан и др. Для купцов-иноземцев организовывались специальные рынки наиболее ходовых товаров. На обслуживание торговых караванов работали люди многих профессий – переводчики, менялы, проститутки, погонщики верблюдов, охранники караванов, сборщики налогов и т. «Привязанность» торговых городов континентальной Азии к обслуживанию караванной торговли на дальние расстояния привела к тому, что разрушение Шелкового пути привело к упадку и этих городов. Некоторые из них совершенно исчезли. Особой разновидностью торговых городов стали итальянские купеческие республики Венеция и Генуя, которые в 13–15 вв. Наиболее успешно действовали генуэзцы, создавшие множество колоний и факторий план доклада о деньгах разных стран конечных пунктах Шелкового пути в Восточном Средиземноморье Кафа, Тана, Тебриз, Тарс, Константинополь и др. В итальянских торговых городах впервые в Западной Европе возникли такие институты рыночной коммерции как торговые компании на паях прообраз акционерных обществ и банки, дающие ссуды таким компаниям. Когда Великий Шелковый путь распался, торговые города Запада также снизили свою деловую активность. Регулярное заключение крупных торговых сделок между купцами разных стран требовало использования общепризнанных денежных знаков. Не каждая из стран, активно участвовавших в трансевразийской торговле, могла выпускать золотые и серебряные монеты, которые только и ценились тогда во всех странах Старого Света. Поэтому купцы по всей Евразии активно использовали полноценные деньги немногих «сильных» стран. Так, в раннее Средневековье по всему Великому шелковому пути, до Китая включительно, при расчетах пользовались золотыми византийскими и серебряными сасанидскими и арабскими монетами. Несмотря на все меры, наличных денег для расчетов купцам Шелкового пути все равно не хватало. Поэтому они широко практиковали бартерные сделки товар на товароплачивая деньгами только разницу в стоимости партий. Поскольку перевозить на далекое расстояние крупные суммы наличных денег было опасно, купцы Шелкового пути начали использовать чеки «чек» в переводе с персидского – «документ, расписка». Отправляясь на Восток, купец сдавал свои наличные деньги кому-либо из авторитетных менял в обмен на расписку. Эту расписку купец мог предъявить в тех городах Шелкового пути, где работали доверенные люди этого менялы-банкира, и получить вновь наличные деньги за вычетом платы за услуги. Система чеков на предъявителя могла работать, только если менялы из отдаленных городов Шелкового пути лично доверяли друг другу как членам одного религиозного сообщества. Поэтому чеки начали использоваться лишь примерно с 10 в. Защита прав собственности купцов. Главным условием функционирования Великого шелкового пути была защита имущества и жизни купцов. Сами купцы стремились для минимизации опасностей заниматься коммерцией не в одиночку, а конфессионально-этническими группами. Чтобы защищаться от грабителей, купцы отправлялись в опасный путь от города до города крупными караванами, состоящими из сотен и тысяч вооруженных людей. Известно, например, что при Тимуре, когда караванная торговля уже клонилась к упадку, в Самарканд раз в год приходил караван из Китая в 800 вьючных животных. Меры самозащиты купцов, однако, могли защитить их лишь от мелких разбойников, но не от произвола правителей и не от нападений кочевых племен. Однако и государства, и кочевники объективно были заинтересованы в сохранении торговых коммуникаций. Правители земель получали доходы от таможенных пошлин, взимаемых в городах вдоль караванных путей. Чтобы не потерять эти доходы, правители стран Азии принимали строгие законы, охранявшие купцов. Так, в империи Тимура та провинция, на территории которой ограбили купца, была обязана компенсировать ему потери в двойном размере и еще заплатить штраф самому Тимуру в пятикратном размере. Кочевники постоянно нуждались во многих товарах оседлых земледельцев, но не могли предложить им равноценных товаров, а потому были вынуждены добывать нужные товары силой, в опасных грабительских набегах. Великий шелковый путь дал им возможность найти место в мирном разделении труда. Они стали выступать в роли проводников купеческих караванов через пустыни и степи, взимая плату за помощь и обеспечение безопасности. Шелковый путь стал уникальным проявлением длительного взаимовыгодного сотрудничества оседлых и кочевых народов. Отличие товарно-рыночных отношений эпохи Великого шелкового пути от современной международной торговли. Эпоха Великого шелкового пути породила многие институты, схожие с международной торговлей нового и новейшего времени международное разделение труда, чековая система, экстерриториальная защита прав собственности. Однако он имел и многие особенности, типичные для доиндустриальных обществ, когда рыночные отношения оставались второстепенными в сравнении с натурально-хозяйственными. Западная Европа получала план доклада о деньгах разных стран Шелковому пути в основном дорогие предметы роскоши шелковые ткани, пряности, ковры, фарфоровая посуда и т. Потребление этих товаров слабо влияло на развитие экономики самих стран Западной Европы, за исключением специализирующихся на торговле с Востоком купеческих республик Италии. Правда, оно стимулировало постепенный переход от натуральной феодальной план доклада о деньгах разных стран барщины и продуктовой ренты к денежной, поскольку знати были нужны наличные деньги для покупки восточных товаров. Несмотря на все меры защиты жизни имущества купцов, караванная торговля по маршрутам Шелкового пути всегда была связана с высоким риском. Путь от Восточного План доклада о деньгах разных стран до Китая и обратно занимал обычно несколько лет. Многие погибали в дороге от болезней, непривычного климата, нападений разбойников или произвола правителей. Караваны шли через пустыни, ориентируясь на скелеты людей и верблюдов, повсюду лежащие вдоль маршрутов Шелкового пути. Когда купец умирал в чужом краю, его имущество обычно захватывал местный правитель, если только родственники или компаньоны покойного не успевали быстро заявить о своих правах на наследство. Платой смельчакам была очень высокая прибыль. Средневековая арабская поговорка гласила, что купец едет из Аравии в Китай с тысячей дирхемов, а возвращается с тысячей динаров динар равнялся примерно 20 дирхемам. Опасаясь за свою жизнь, однако, план доклада о деньгах разных стран редко проходили Великий шелковый путь из конца в конец как Марко Поло ; чаще они меняли свой товар в каком-то из промежуточных торговых городов. Функционирование Великого шелкового пути показывает типичную для докапиталистических эпох картину международной коммерции, связанной в основном с предметами роскоши, не защищенной страхованием, сильно зависящей от политической конъюнктуры. Роль Великого шелкового пути в распространении инноваций между цивилизациями Евразии. Великий шелковый путь стал каналом, по которому шел постоянный обмен культурными достижениями – новыми товарами, знаниями идеями. Распространение товаров и технологий. Функционирование Великого шелкового пути привело к знакомству разных народов с новыми план доклада о деньгах разных стран товарами. От распространения новых товаров как формы культурных контактов в наибольшей степени выигрывала Западная Европа. Шелковые ткани повышали личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности широко использовались для изготовления лекарств и для консервации продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по рецептам из Китая и Средней Азии, начала вытеснять пергамент и папирус, удешевляя тиражирование рукописных книг. По Шелковому пути распространялись не только сами товары, но информация об их производстве и существовании. Первоначально шелк производили только в Китае, но уже в 1–2 вв. Покупая сначала бумагу у купцов с востока, европейцы также стали с 13 в. Некоторые новые товары возникли в результате своего рода «коллективного творчества» разных народов Шелкового пути. Так, порох открыли в Китае в 9 в. Место и время их изобретения точно план доклада о деньгах разных стран – специалисты называют и Китай, и арабские страны, и Западную Европу. Информация о новом виде оружия быстро прошла по Шелковому пути, и уже в 15 в. Со многими новыми товарами познакомились в процессе функционирования Великого шелкового пути и страны Востока. Когда китайский путешественник Чжан Цянь вернулся из Средней Азии, он привез информацию о ферганских аргамаках – невиданных в Китае высоких лошадях. На начальном этапе развития Шелкового пути китайцы получили из Средней Азии, помимо коней, также семена люцерны кормовой травы для лошадей и культуру винограда ранее в Китае не знали ни винограда, ни виноградного вина. Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь и др. Таким образом, если Запад в ходе культурных контактов по Шелковому пути заимствовал в основном промышленные «новинки» то Восток – сельскохозяйственные. Это демонстрирует существовавшее ранее технологическое превосходство Востока над Западом, которое сохранялось до 18–19 вв. Некоторые технические секреты восточных ремесленников булатное оружие, фарфоровая посуда европейцам в эпоху функционирования Шелкового пути перенять так и не удалось. Распространение знаний идей. Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление о всех цивилизациях Евразии. Если в конце 3 в. Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях различных стран Востока Западная Европа получила лишь в конце 13 – начале 14 в. Велика роль Великого шелкового пути в распространении мировых религий. Наиболее успешной была экспансия буддизма в первые века н. Буддизм являлся государственной религией Кушанской империи. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Среднюю Азию и в Китай, распространяя новую религию. Регулярные путешествия буддистов из Индии в Китай и обратно продолжались до первой половины 11 в. В результате в странах Дальнего Востока буддизм нашел буквально вторую родину, став одним из элементов традиционного китайского религиозного синкретизма См. Большое влияние на цивилизации Центральной Азии оказал также ислам, активно распространявшийся в 8–14 вв. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то затем его распространение шло по Шелковому пути главным образом мирным путем. Правители-монголы первоначально рассматривали ислам лишь как одно из равнозначных вероучений, но в 14 в. Лишь в Китае ислам не получил распространения, хотя и в этой стране существовали крупные общины купцов-мусульман. Менее всего на Восток проникло христианство. Первая волна распространения христианства связана с деятельностью несториан. После осуждения учения Нестория как ереси на Эфесском соборев 431, его последователи начали мигрировать на Восток – в Иран и Центральную Азию. В 635 сирийский миссионер-несторианин Рабань Алобэнь после аудиенции у китайского императора добился того, что христианство было официально разрешено в Китае. По поручению римского папы францисканец Джованни Монтекорвино в 1290-е основал в Ханбалыке, столице Китая при монголах, постоянную миссию, которая функционировала несколько десятков лет. Однако падение государств монголов-чингисидов привело в середине 14 в. Результаты проповеди план доклада о деньгах разных стран на средневековом Востоке оказались в итоге очень скромными. Немногочисленные несторианские общины сохранились только в странах План доклада о деньгах разных стран Востока. Вдоль Великого шелкового пути шло распространение и других вероучений – иудаизма принятого в 8–10 вв. Ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным среди азиатских народов. В результате функционирования Великого шелкового пути впервые в истории проявилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. Вдоль всего маршрута Великого шелкового пути происходила постепенная унификация культурных компонентов. Исследователи отмечают, что в торговых городах Азии даже выработались общие черты планировки храмов, хотя они и принадлежали разным конфессиям. Это сближение, однако, оставалось только тенденцией. Заимствование культурных достижений было ограниченным. Например, такие изобретения китайцев, как книгопечатание и бумажные деньги, не стали объектом заимствования даже в близких к Китаю азиатских странах Шелкового пути. Совершенно не перенимались инновации в социально-экономической сфере. Европейцы проявляли к изучению стран Востока гораздо более активный интерес, чем жители стран Востока – к Европе. Распад Великого шелкового пути привел к практической ликвидации опыта мирных торгово-культурных контактов, которые сменились колониальной агрессией европейских стран. История Великого шелкового пути рассматривается в наши дни как актуальный опыт взаимовыгодной торговли и мирного культурного общения разных стран и народов. План доклада о деньгах разных стран 1987–1997 план доклада о деньгах разных стран программа ЮНЕСКО «Шелковый путь – путь диалога», которая стала элементом подготовки планов возрождения Великого шелкового пути. Возрождение трансевразийских транспортных коммуникаций в 20-21 в. Недостаточное развитие сухопутных транспортных коммуникаций, которые соединяли бы Европу с Дальним Востоком, препятствует хозяйственному развитию всех стран Евразии. Создание современной трансевразийской транспортной сети часто называют строительством нового Шелкового пути. В России уже к 1903 была построена железнодорожная магистраль от Санкт-Петербурга до Владивостока, Транссиб и Китайская Восточная железная дорога КВЖД. В 1970–2000-е ее дополнила Байкало-Амурская магистраль БАМ. Эта железнодорожная система в настоящее время отчасти выполняет функции Шелкового пути, обеспечивая возможность сквозной транспортировки грузов через всю Евразию. Ее функционирование, однако, осложняется отсутствием транспортного сообщения российского Дальнего Востока с Японией, крупнейшим экспортером Восточной Азии. Есть проекты достройки БАМ за счет подводных туннелей, которые бы соединили Сахалин с материком и с японским Хоккайдо. Реализация этого плана позволит создать магистраль Япония – Западная Европа в 12–13 тыс. Однако реализация этого проекта как иные планы российско-японского экономического сотрудничества имеет весьма неопределенную перспективу из-за политических проблем. Параллельно с развитием системы БАМ-Транссиб с начала 1990-х активно обсуждается и реализуется проект создания второй трансевразийской транспортной системы, которая примерно повторяла бы трассу исторического Шелкового пути, проходя из Китая через Туркменистан до Турции и Грузии. Эта программа носит название ТРАСЕКА ТРАСЕСА – Transport Corridor Europe – Caucasus – Asiaее также называют восстановлением Великого шелкового пути. В мае 1993 на конференции министров торговли и транспорта 8-ми стран Азии была принята официальная декларация этих стран и ЕС о формировании нового евроазиатского транспортного коридора. В сентябре 1998 в Баку состоялась международная конференция по восстановлению исторического Шелкового пути, на которой уже 32-мя евроазиатскими государствами было подписано многостороннее соглашение по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия. Проект TRACECA пользуется активной финансовой поддержкой ЕБРР и МВФ. В его рамках осуществляется строительство не только железных дорог, но и портов на Черном и Каспийском морях, оптоволоконных сетей связи, автомобильных трасс. Планы развития новой магистрали включают строительство новых нефте- и газопроводов, создание в странах Средней и Центральной Азии современной индустрии туризма, активное развитие разделения труда между этих странами и усиление их вовлеченности в мировое хозяйство. Однако полная реализация плана TRACECA ставится многими специалистами под сомнение. Многие участки этой трассы технически весьма трудны например, путь из китайского Синьцзяна в узбекскую Ферганскую долину через киргизский Тянь-Шань. Самое главное, существуют серьезные политические препятствия: для успешного функционирования пути через 10 государственных границ надо унифицировать и предельно упростить таможенные и страховые нормы разных стран, а самое главное, обеспечить по всей трассе политическую стабильность и правопорядок. Поэтому хотя TRACECA короче Транссиба на 2 тыс. Впрочем, план доклада о деньгах разных стран экономические соображения могут перевешиваться политическими: создание TRACECA ослабит экономическую зависимость от России экс-советских республик Закавказья и Средней Азии. Юрий Латов ЛИТЕРАТУРА Шефер Э.