Крейсера проекта 68

Построив в конце 1930-х годов шесть крейсера проекта 68 типа «Киров» проектов 26 и 26-6исВМФ СССР приступил к осуществлению обширной кораблестроительной программы. Большое внимание в ней уделялось легким крейсерам, которых предполагалось построить еще 26 единиц. Был разработан новый проект, и на протяжении 1939-1941 годов в Ленинграде и Николаеве заложили семь крейсеров проекта 68. Начало войны и дальнейшее развитие событий не позволили ввести в строй ни один из них, а после войны уже по скорректированному проекту 68-К удалось достроить только пять. Программа строительства так называемого большого флота возобновилась, крейсера проекта 68 моряки требовали новых проектов кораблей, в которых был бы учтен не только опыт войны, но хоть отчасти и послевоенные тенденции. Применительно к крейсерам проекта 68 это привело к появлению второй коррекции — по сложившейся тогда традиции доработанный проект получил обозначение 68-бис. КОНСТРУКЦИЯ И ПОСТРОЙКА От прототипа проект 68-К последние советские классические чисто артиллерийские крейсера отличались цельно-сварным корпусом, усиленной артиллерией универсального и зенитного калибра, улучшенными количественно и качественно средствами радиолокации и связи, большей дальностью плавания и с учетом перечисленного неизбежно выросшим водоизмещением. Силовая установка и артиллерия главного калибра остались такими же. Бронирование представляло традиционную цитадель с бортовым 100-мм поясом и траверзами кормовой 100, носовой 120 ммвключенную в силовую схему корпуса. Бортовой пояс занимал более 80 % длины. Особо стоит упомянуть архаичное дутье воздуха в котельные отделения вместо дутья непосредственно в котлы — в бою единственная пробоина в районе котельного отделения неизбежно приводила к падению давления пара и снижению скорости. В момент закладки «Свердлова» собирались построить 25 крейсеров этого типа,заложить крейсера проекта 68 21, а достроить — «всего» 14. Хрущев, волюнтарист и «злодей» в одном лице не любил красивые корабли и самолетыволевым решением сначала остановил постройку семи крейсеров, а 2 сентября 1959-го отправил в утиль пять из них имели готовность более 68 %. Однако, оценивая ситуацию без эмоций, к концу и даже к середине 1950-х годов эти крейсера флоту были нужны лишь в качестве крейсера проекта 68 — боевая ценность их была крейсера проекта 68 сомнительной. СЛУЖБА И ОЦЕНКА Крейсера проекта 68 советского ВМФ Платонов великолепно сформулировал эту ситуацию в одной фразе: «Наконец, к середине 50-х годов наш флот получил те корабли, о которых мечтал накануне войны». За прошедшие с 1939 года когда заложили первый крейсер по проекту 68 почти 20 лет в борьбе на море произошла не одна, а несколько революций. Опыт истребления японского флота наглядно показывал, что при атаке авиации даже самая мощная зенитная артиллерия корабль не спасет. А после появления реактивной авиации шансы уцелеть превращались из призрачных в нулевые. Если же сравнить «бисы» с их современниками — американским крейсером «Вустер» или британским «Тайгер», то в активе нашего корабля остается только красивый силуэт. Оба противника имели автоматические орудия главного калибра, притом способные вести огонь и по воздушным целям. Даже «Тайгер» всего с четырьмя орудиями ГК выпускал в минуту больше снарядов, чем «Свердлов», а о «Вустере», имевшем 12 стволов, лучше и не вспоминать… Таким образом, буквально через несколько лет перед командованием советского флота встал вопрос: что делать с этими большими, красивыми и дорогими кораблями? Никаких чудодейственных решений не появилось, и реализовали четыре варианта:переоборудование в корабль с крейсера проекта 68 вооружением «Нахимов» с ПКР, а «Дзержинский» с ЗРК; оба варианта признаны неудачнымипродажа за границу «Орджоникидзе» в 1962-м в Индонезию, переименован в Irian, крейсера проекта 68 недолгой службы превращен крейсера проекта 68 тюрьму для противников режимапереоборудование в «крейсер крейсера проекта 68 «Жданов» — по проекту 68У-1 в 1966-1971 годах, «Сенявин» — по проекту 68У-2 в 1967-1972 годах и простейший — вывод из боевого состава. В 1960-е почти все крейсера побывали в отстое, у одних он ограничился тремя годами, крейсера проекта 68 другие оставались и по восемь лет. В конце 1960-х появилась новая, радикальная идея: если постоянно сопровождать авианосец противника, то при внезапном начале войны артиллерия крейсера имеет прекрасный шанс вывести его из строя и даже отправить на дно. Все оставшиеся к этому времени 12 единиц крейсера расконсервировали и ввели в строй. Спустя 10 лет и эта самоубийственная роль оказалась невостребованной, и «бисы» начали выводить в «резерв», откуда они напрямую отправлялись на слом. Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги: Имя обязательно Почта обязательно Сайт Военное оружие © 2016 · · При использовании материалов сайта, интерактивная ссылка на warfor.